Пост в Зороастризме.
В зороастризме как и в любой другой религии есть свои
посты. Основной смысл поста - это духовный рост человека, осознание им
себя духовной сущностью, частицей божественного мироздания, искрой Божией.
Также пост позволяет человеку избежать осквернения и не дает войти в него
демонам в виде болезней, несчастий. Любой пост предназначен для очищения
тела, души и духа. Время для поста выбирается в соответствии с календарно-космическими
циклами. Пост, как правило, подразумевает некое ограничение себя в еде,
хотя на самом деле он гораздо более емкое понятие. Но давайте сначала
разберемся с питанием.
Авестийская книга творения "Бундахишн" сообщает, что после того
как Гайомарт был растерзан ангроманью, на земле появились его потомки
- Машиа и Машиана. У них и всех их потомков, всего человечества встал
вопрос о необходимости питаться, чтобы поддерживать жизнь своего тела
в нашем земном мире. Такое стремление обусловлено инстинктом самосохранения,
без которого все живое обречено на смерть.
Исходя из этого в зороастризме большое внимание уделено питанию, как единственному
способу сохранить жизнь на Земле. Заботу о теле, поддержании его в здоровом
состоянии, характеризуют слова из "Видевдата": "Пусть
священник внушает народу это святое слово: не евши, никто не имеет сил
совершить благие дела, трудиться по своему хозяйству… Едою всякая вещественная
тварь жива, без еды она умирает… Из двух человек, тот, который сыто наедается,
полон доброго духа гораздо более того, который не доедает. Только такой
человек способен давать отпор нападениям дэва смерти, бороться против
дэва Зимы в самой легкой одежде". Т.е. для чего человеку
надо питаться понятно, - чтобы быть сильным и здоровым, суметь одолеть
зло, сделать свое дело на земле, с честью и достоинством прожить жизнь.
Бессмысленный аскетизм и "умерщвление плоти" всегда осуждались
в зороастризме. Единственный момент, когда это принималось и бывает даже
необходимо - это период поста. Сегодня многие современные зороастрийцы,
в частности, парсы, к сожалению, утратили систему постов. Они стали говорить,
что их пост заключается в выполнении благих дел, а не в отказе от еды.
Таковы стали последствия борьбы с манихейством, в котором проповедовались
аскетизм, направленность к истощению и умертвлению плоти. Противясь этому,
зороастрийцы стали вообще избегать ограничения питания во время поста,
забывая, насколько это важно и полезно для тела и духа.
Человеку для сохранения своих сил и здоровья важно следовать совету древних
мудрецов : "Проявляй умеренность в еде (и питье), чтобы жить
долго; ибо умеренность в еде такое же благо для тела, как умеренность
в речи - благо для души". Важно правильно и качественно питаться,
ведь то, что мы едим, в конечном итоге становится нашим телом. Ученые
подсчитали, что за семь лет все клетки организма (кроме костей, конечно)
заменяются новыми, т.е. мы сами строим свое тело.
Тело человека можно сравнить с печкой, огнем и жаром которой являются
жизненная сила, внутренний огонь человека. Дрова для этой печки - наша
еда. Мы кушаем, поэтому у нас есть сила, огонь в нас горит. Чтобы пламя
в печи было сильным и ясным, ее топят как следует и хорошими дровами.
Также и нам нужно как следует кушать хорошую пищу. Но любая печка рано
или поздно засоряется и начинает коптить. Чтобы она могла нормально работать,
дальше ее ненадолго перестают топить и тщательно прочищают. Наш организм
ничем не хуже печки и через какой-то срок замусоривается отходами пищи,
что в свою очередь приводит к болезням, слабости человека. Ограничение
в еде и позволяет в период поста организму самому как следует очиститься.
О силе и величине целебного воздействия голодания и правильного питания
очень много сообщают современные ученые-физиотерапевты. Так, например,
всем известный Поль Брэгг имел в 80 лет тело юноши, а своей методикой
смог вылечить и спасти многих людей. Были это известно с глубокой древности
и зороастрийцам, которые всегда славились тщательным отношением к здоровью
и сохраняли его с помощью правильного питания.
С очищением тела в период поста мы разобрались, теперь разберемся, что
же происходит с духом человека. Духовное воспитание человека состоит прежде
всего в укреплении его силы воли, в том, чтобы человек оказался способным
к самозаставлению. Дух и воля закаляются в испытаниях, посланных судьбой.
Важный момент: испытаний должно быть в меру, без меры они могут сломать
человека. И вот пост является тем самым нужным для духа испытанием в меру.
Меру отмеряем здесь себе сами. На период поста человек дает себе обет
(самостоятельно, по своей инициативе) ограничить себя в чем-либо: в пище,
в любимом занятии. Очень важно при этом определить для себя то, от
чего ты наиболее зависим (от пищи мы все зависимы, поэтому ограничения
в ней и входят в пост). Многие люди, например, легко могут долго не есть
мертвечины, но при этом оставаться злодеями. Так Гитлер просто не ел мяса,
но добрее и лучше от этого не стал. Многие же не могут жить без чая, конфет,
телевизора, музыки, кроссвордов и т.д. Т.е. дух их зависим, скован этим,
и поэтому людям сложно стать по настоящему свободными, раскрыть в себе
все качества творца, которые в них заложены. А ведь только для этого и
существуют посты - для обретения им свободы и закалки духа. Человек, обладающий
сильной волей и духом, способен выстоять в сложной ситуации и преодолеть
любые жизненные преграды. Он не поддастся на обольщение и искушение зла.
Такой человек становится хозяином своей судьбы и полностью отвечает за
свои действия. Именно он достоин всех жизненных благ. Таким образом, пост
есть самовоспитание, рост духа, то что позволяет нам приблизиться к Богу.
Конечно же, постится нужно без страха перед Богом или кем-то еще. Ведь
мы за все в ответе только перед самим собой. А любой страх нас приближает
к злу.
Теперь вернемся к проблеме питания в зороастризме и разберемся с ней.
В итоге творения по Учению люди обретут Последнее Тело, а с ним исчезнет
потребность в еде. "Бундахишн" по этому поводу говорит так:
"Сказано в религии, что именно как Машие и Машиана после того,
как они выросли из земли, сначала стали потреблять воду, затем растения,
затем молоко и затем мясо, так и люди, когда они близки к смерти, сначала
отказываются от мяса и молока, затем от хлеба, но до самой смерти они
пьют воду.
Так и в тысячелетие Хушидармаха сила Аз так уменьшиться, так что в течение
трех суток они будут пребывать в сытости только от вкушения освященной
пищи. Затем они перестанут есть мясную пищу и будут есть растения и пить
молоко, потом они откажутся от питания растениями и питья молока и будут
пить только воду. За десять лет до прихода Сошианта они достигнут состояния,
при котором они не будут есть ничего и все же не умрут".
Особое место, как наиболее благим, отводится у зороастрийцев хлебным и
молочным продуктам. Священные фрукты - гранат, финики, персики, грецкие
орехи и др. Все это, плюс виноградные вина, специально освещенные употребляют
на праздничных трапезах. Нельзя есть на праздниках мертвечину (говядину,
яйца, рыбу, икру, птицу). В особых случаях допускается свинина и баранина.
Нельзя убивать священных животных, которые посвящены Изедам и питаться
ими. Исключение составляют домашние животные, имеющие особый статус. Не
едят зороастрийцы и хравстру - оскверненных злом животных, через которых
могут проявляться бесы. Это прежде всего паразиты, почти все насекомые,
пресмыкающиеся и других, кто способен нарушить природный экологический
баланс (например, кролики, нутрии). Рыбу есть можно, но не всю. "Благая"
рыба - круглая, с чешуей, с белым и красным мясом (кроме трески): карп,
лещ, селедка, окунь, форель. Не трогают священных рыб: зеркальный карп,
сазан, осетр. Не едят угрей, миног, сома, корюшку, акулу, камбалу. Также
хравстрой считаются моллюски, мидии, улитки, раки, осьминоги и кальмары.
Все остальное вполне пригодно в пищу. Из птиц только петух, как священная
птица Сраоши доживал до старости и не попадал в бульон.
Когда во время поста мы не вкушаем мяса, чтобы поставить барьер между
собой и силами зла. Ведь "Бундахишн" и "Шахнаме" сообщают
нам, что человек вкусил мясо впервые по наущению дьявола. Какие же посты
существуют в зороастризме?
Определенный вид пищи в них используется в качестве защиты и очистки духа
и тела. Во все посты запрещалась убоина (или мертвечина, т.е. та пища,
приготовление которой требует смерти живых существ - мясо, рыба, икра,
яйца). Зато рекомендовалось есть больше хлеба, молоко и молочных продуктов,
как наиболее благих и способствующим преображению, алхимическим процессам
в организме человека.
Существуют посты ежемесячные и ежегодные.
Ежегодных постов не много - четыре. Все они, так или иначе, связаны с
ключевыми событиями в нашем мироздании, которые уже произошли или произойдут
в будущем. Солнце, проходя по миротворному кругу Зодиака, в микроструктуре
воспроизводит их. Оно призывает всех людей на уровне микрокосмоса с помощью
поста быть адекватным мировым процессам. Первый пост - в "Песьи дни",
символизирующие вторжение Ахримана в наш мир, когда Солнце проходит 2-7
гр. Рака. Второй - за 2-3 дня до Седе, когда едят каши на постном масле,
нежелательны плоды с мякотью (яблоки, арбузы). Третий пост самый большой
- всего 7 дней, когда Солнце проходит "Сожженный путь" (24-30
гр. Скорпиона). В это время не рекомендуется пить много жидкости, лучше
"сидеть" на хлебе с небольшим количеством воды, или смоченном
в молоке, меде. И четвертый перед Ноорузом, в "Дни плача и скорби",
возникших у нас в результате вторжения ангроманью. Пекут ржаные лепешки,
посыпают их солью. Съедаются сухари, что скопились за год. Желательно
пить как можно больше жидкости. Можно есть фрукты без косточек, молочные
продукты, каша только (овсяная? Перловая? Из ячменя). Кроме убоины нельзя
есть все то, что могло бы прорости: орехи, семечки, продукты из муки (т.к.
из зерна), картофель, овощи? Нельзя есть при Солнце над горизонтом (это
правило перешло на мусульманские посты).
Ежемесячные посты определяются по лунному календарю. Строгое соблюдения
поста в сатанинские дни - 9, 15, 23, 29. В 5 лунный день не едят мяса.
В 4, 13, 19, 26 дни не рекомендуется есть яйца, икру, зерна, семечки.
В 7 день нельзя есть ничего куриного, в 12 - утиные яйца и мясо, а в 16
- гусиное мясо и яйца, а также грибы. В 20 день также не рекомендуют есть
мясо. Кроме того, существуют свои рекомендации в солнечном календаре.
Особые дни поста - в критические солнечные дни, когда резко возрастает
активность злых сил: 4, 13, 24, 28 солнечные дни. Мясная пища противопоказана
в 3, 4, 11, 13, 21, 22, 24,25,29 дни. Нельзя употреблять: в 2 - не рекомендуется
вино, в 9 - пища, требующая термообработки, в 10 - грубую пищу, спиртное,
поменьше жидкостей, в 11 - сладкое, в 12 - мед, орехи, трудно перевариваемую
пищу, в 14 - не есть на ночь, в 15 - вино, в 16 - поменьше жидкости, в
17 - нельзя грибы и куриное мясо, зелень, в 18 - тяжелую и грубую пищу,
в 20 - сладкое и алкоголь, кроме спирта, в 23 - все, что имеет красный
цвет, в 26 - пьют мало, в 27 - рекомендуется не доедать, в 28 - раздельное
питание, 30 - любой алкоголь, даже пиво. Нужно учитывать сочетание календарей
Луны и Солнца. При этом нужно относится ко всей этой информации со здравым
смыслом, с пониманием, что все это лишь рекомендации древних, а как питаться
вам - решать вам самим.
Само слово "пост" - многозначное в русском языке. Помимо значения
духовной практики "пост" также означает какую-либо должность
человека в обществе (государственный пост) или же место в пространстве
(милицейский пост). То, что объединяет все эти значения слова "пост"
может объяснить глубинную суть этого слова. Общее во всех смыслах - это
ответственность, проверка. Если ты отвечаешь за все перед собой, имеешь
чистые помыслы, говоришь правдивые слова, делаешь благие дела, совесть
твоя чиста, то любой пост тебе не только не страшен, но и полеsзен.
Старостин Константин.
18-20.03.2000.
|